В память о Великой Победе


Как сохранить память о Великой Победе?
Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны, все меньше становится их свидетелей и участников. И молодежи порой уже трудно понять и разобраться: с каким страшным врагом сражался советский народ и какой ценой нашему Отечеству досталась Победа. Сама история войны искажается и обрастает нелепыми мифами — по незнанию, недомыслию, а то и по злому умыслу. И чтобы ее уроки были усвоены крепко–накрепко, необходимо самым серьезным образом задаться вопросом: как сохранить память о Великой Победе.

– Конечно, многое зависит от семьи. Мне с детства внушили, что нужно ценить и уважать подвиг не только фронтовиков, но и героев тыла. И я, в свою очередь, сделаю все возможное, чтобы и мой ребенок гордился людьми, которые ковали Победу. Но и общество должно приложить руку к этому благородному делу. Нужно как можно чаще устраивать встречи с ветеранами и очевидцами войны, акции и благотворительные мероприятия и, что важно, не только в памятные даты, а на постоянной основе.

– Тут нужно вести разноплановую работу, и однозначно она должна начинаться в семье. Ребенок, особенно младшего школьного возраста, воспринимает лучше то, что связано с его семьей, его жизнью. И если он видит, что родители бережно относятся к памяти своих воевавших отцов и дедов, для него это будет лучшим примером.

– Очень сожалею, что в детстве не успела подробно расспросить о том времени бабушку, которая была с семьей в оккупации. Мало знаю и о деде который прошел фронт. Своим детям стараюсь передать хотя бы те крупицы, которые известны от наших родных, воевавших за Родину. У себя в детсаду мы провели акцию , для которой многие принесли фотографии родных, сопроводив их историями, связанными с Великой Отечественной войной. Сейчас подводим итоги конкурса рисунков. Дети очень стараются, и чувствуется, что тема Победы сильно затронула их души.

– Сохранить память о Великой Победе можно рассказывая детям, родным и знакомым о своих родственниках — участниках тех событий. В каждой семье есть родные, которые воевали или работали в тылу, которые были маленькими, когда пришла война, но что–то, пусть и смутно, помнят о военных годах. У меня в семье воевали два прадеда. Андрей Науменко прошел через всю войну и умер от осколочных ранений уже в мирное время, в 1974 году. Максим Киричек, который с началом войны ушел на фронт и пропал без вести, оставив жену с 13 детьми. Все, что я знаю о своих прадедах, я рассказываю своему восьмилетнему сыну Кириллу. Он уже многое понимает, активно интересуется историей войны, задает бесконечные вопросы, на которые приходится отвечать. И мы отвечаем — не приукрашивая и не скрывая ничего, а терпеливо, объясняя какие–то спорные моменты.

– К сожалению, не во всех семьях есть какие–то документальные подтверждения участия отцов и дедов в той войне: фото, письма, повестки. Наша семья — не исключение. Мой прадед пропал без вести, и документов почти не осталось, но мы часто говорим о нем. Мне кажется, что передать память о войне и закрепить у детей понятие о том, какой подвиг совершил советский народ, поможет специальный блок в школьной программе, в котором упор делался бы именно на изучении произведений, посвященных войне. В мое время мы «Молодую гвардию» знали почти наизусть, учили «Василия Теркина», нам рассказывали о войне и Победе все время, а не только накануне праздника, и делали это искренне. Нам говорили о наших ровесниках — пионерах, ставших героями, и каждому хотелось совершить какой–то подвиг. Это было частью патриотического воспитания.
С детства нынешних ребят надо приучать к качественным и хорошим фильмам о войне, к нашим старым фильмам, таким как, например, «В бой идут одни старики». Нужно учить их гордиться своей страной, ее достижениями. И в первую очередь это должны делать родители — своим примером.


– Надо чаще вспоминать не только о самом Дне Победы, но и о событиях, которые к нему привели, о людях, которые завоевали Победу, о той цене, которую пришлось заплатить советскому народу. И не позволять в угоду политике и прочему переписывать историю, особенно историю Великой Отечественной войны. Я посмотрела новый фильм «А зори здесь тихие...», он вызвал во мне столько эмоций»! Ты видишь этих молодых и красивых девушек и невольно начинаешь думать о том, сколько их таких ушло на войну и сколько не вернулось; о том, что они, так же как и ты, хотели жить и радоваться... Такие фильмы берут за душу и подталкивают к тому, чтобы еще что–то узнать о войне, о своих родных, живших в то время. Больше времени стоило бы уделять при изучении истории Великой Отечественной войны, каким–то интересным деталям, фактам, искать что–то, что цепляло бы школьника.

– По собственному детскому опыту могу сказать, что хорошо запоминается и западает в душу то, что вызывает эмоции, трогает и волнует. В школе меня до слез цепляли встречи с ветеранами, патриотические вечера, к которым мы долго готовились: учили песни, стихи; смотрели вместе военные фильмы. Позднее, когда я уже сама работала в школе, на одном из уроков рассказывала ученикам о музыке Шостаковича, в частности о его седьмой симфонии. Эту симфонию композитор начал писать, когда замкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда, в 1941 году, а ее премьера состоялась годом позже. У меня самой во время рассказа мурашки бежали по телу, и ребятишки, видя мои чувства и вслушиваясь в музыку, замирали и сидели в полной тишине. Вот именно такие уроки оставляют память о войне и, наверное, когда–нибудь эти ребята расскажут обо всем уже своим детям.
В изучении истории Великой Отечественной войны не должно быть формальностей, педагог или родитель должен выражать свое личное отношение к тем событиям. Меня каждый раз огорчает то, что о Победе вспоминают лишь накануне праздника. Это выглядит как–то неестественно и неискренне. О войне и Победе в ней надо говорить постоянно и особенно сейчас, когда все меньше остается ее свидетелей. Надо стараться собирать малейшие крупицы памяти, пусть даже вам известны только фамилия и имя прадеда или прабабки. Ведь пока мы помним имя и фамилию человека — он жив.




^